Как правильно ездить по снегу и льду

Зимой лед и снег доставляют трудности при вождении. Первый создает проблемы при попытке остановиться и тронутся с места, что касается второго, он препятствует нормальному движению машины вперед. Курсовая устойчивость автомобиля нарушается от этих факторов. Такие атрибуты, как зимняя резина и морозоустойчивая жидкость, залитая в омыватель, бывают бесполезными на заснеженных или обледеневших дорогах. Поэтому, для безопасной езды по зимним дорогам нужно знать нюансы в вождении.

Плавность движений
Управлять автомобилем по льду и снегу нужно плавно. Это касается как руля, так и педалей. Манера езды должна быть схожей с неспешным плаванием в бассейне, когда вода, действуя на движения рук, замедляет и смягчает их.

Минимальный газ
Зимой часто приходится трогаться с места на второй передаче, на автоматической коробке передач предусмотрен зимний режим, работающий по этому принципу. Летний запас тяги зимой не срабатывает, так как колеса уходят в пробуксовку. 
Трогаться лучше на минимальном газу. Ничего страшного, если машина заглохнет и ее придется по новой заводить, это лучше, чем колесами прорыть колеи, которые еще больше затруднят движение. Можно попробовать выбираться враскачку. Важно делать все аккуратно, в противном случае машину может повести в бок и зацепить рядом стоящие автомобили. 

Концентрация

Зимняя дорога требует от водителя максимальной концентрации. Необходимо убрать все, что может отвлечь, не отвлекаться на разговоры по мобильному телефону, даже при наличии гарнитуры. Зима несет много опасностей, даже если водитель держит свой автомобиль под контролем, то нет гарантии, что неожиданно не занесет встречный автомобиль. Также опасность несут пешеходы, которые могут поскользнуться и упасть прямо на дорогу. Поэтому всегда нужно быть готовым к неожиданностям.

Дистанция
Соблюдение дистанции важно во все времена года, но зимой ее нужно выдерживать в 1.5-2 раза больше, чтобы было достаточно пространства для маневра. В зимний период из-за слякоти, снега и льда сцепление шин с дорогой значительно уменьшается, а тормозной путь, наоборот, увеличивается.

Занос
При заносе задней оси руль поворачивается в ту сторону, куда она смещается. Если авто переднеприводный, то в этот момент следует плавно нажимать на педаль акселератора, а если заднеприводный, то медленно сбрасывать газ. Поворот руля должен быть плавный, но быстрый и без рывков, в ином случае может произойти обратный занос.

Торможение
Любая оплошность во время торможения может привести к заносу, «полицейскому» развороту или даже опрокидыванию транспортного средства. Во время торможения на передние колеса идет перегруз, и получается, что машина будто клюет носом. Нажав на педаль тормоза в то время, когда авто поворачивает, происходит занос задней оси. Зимой достаточно 30 км/ч, чтобы автомобиль выкинуло с дороги. Поэтому тормозить нужно прерывисто. Сперва произвести короткое нажатие, чтобы понять поведение машины, после постепенно начинать увеличивать силу и время торможения.
На зимних дорогах не следует переоценивать возможности своего автомобиля и собственные способности. Внимание, сосредоточенность и аккуратное вождение являются основой безопасности.

Сколько сезонов может выдержать зимняя шина?

Некоторые производители заявляют о 10-летнем сроке своей продукции. Тут важно учесть один момент: началом времени эксплуатации считается не дата продажи, а дата изготовления. Если покрышка пролежала целый год в хранилище, то её характеристики уже не такие, как у новой. И чем больше прошло времени с момента изготовления, тем хуже становится резина.

В целом зимняя покрышка при нормальной езде без экстремальных нагрузок способна проработать около 6 сезонов. Европейские зимние колёса известных производителей обычно ходят 50 000–60 000 км. Шины отечественных брендов — 20 000–40 000 км, а японские — 50 000–80 000 км.

Как ездить по льду на летней резине?

Первый снег плох тем, что быстро тает на теплой еще земле с образованием скользкой тягучей субстанции, состоящей из воды, мокрой снежной каши и укатанного льда. Справиться с ней могут только шиповки, однако в начале ноября они есть далеко не у каждого, и передвижение машин на дороге напоминает неуклюжую ходьбу коров по льду.

Поведение автомобиля на скользкой дороге разительно отличается от того, как он ездит по сухому асфальту. Летняя резина затвердевает и теряет эластичность. Гололедица в разы снижает коэффициент сцепления колес с поверхностью. В итоге при нажатии на тормоз автомобиль тут же блокирует колеса и катится вперед, как на санях. Со скорости в 50 км/ч иногда он может скользить свыше 40 метров, а с 80 км/ч — больше 70 м.

Поэтому при движении необходимо держать дистанцию. Примерно 30 метров до впереди идущего автомобиля должно хватить, чтобы в случае опасности избежать столкновения. Ну а чтобы сократить тормозной путь у автомобилей с летними покрышками в гололедицу, рекомендуется применять замедление двигателем.

Если у вас ручная коробка передач, то движение в сильный гололед значительно упрощается. Если всегда ехать на второй или на третьей передаче, то автомобиль не будет испытывать больших трудностей с замедлением. При отпускании газа снижение скорости происходит не из-за трения покрышек о поверхность льда, а благодаря внутреннему сопротивлению подвижных частей силового агрегата при оборотах вала в 3-4 тысячи в минуту.

При торможении двигателем колеса всегда продолжают вращаться. В действие вступает интересный физический эффект. Трение покоя протектора колеса не будет переходить в трение скольжения, которое всегда меньше, отчего так часто машина с заблокированными колесами не может удержаться на дороге. При резком сбрасывании газа колеса не блокируются колодками, и управляемость машины сохранится.

Торможение двигателем также помогает сохранить устойчивость машины на поверхностях с разными сцепными свойствами. Другими словами, торможение мотором позволяет сохранить управляемость и сокращает тормозной путь даже для машин на летних шинах.

Торможение мотором на автомате

Если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то тормозить мотором он будет хуже, так как существенную часть момента сглаживает гидротрансформатор. Хотя эффект не пропадет. Автоматическую коробку нужно только перевести в ручной режим и принудительно включать пониженные передачи. Кроме того, в современных кроссоверах для езды по скользким покрытиям есть специальные программы, которые удерживают трансмиссию на пониженных ступенях. Также в автоматических коробках есть режим «Спорт», который тоже удерживает мотор на 3 тысячах оборотов и позволяет осуществлять эффективное замедление на скользкой поверхности под сброс газа.

Уметь выждать время

В гололед автомобиль плохо слушается руля. Передние ведущие колеса проскальзывают при повороте, и машина реагирует на команды с задержкой. Поворачиваешь руль — а автомобиль еще мгновение едет вперед и только потом плавно реагирует на команды. Управление становится нечетким, ватным, аморфным. И это верный признак того, что пора сбросить скорость.

На скорости свыше 60 км/ч при резком маневре машина может заскользить настолько, что среагирует на команды только через пару секунд. За это время водитель может испугаться, запаниковать и так выкрутить руль, что колеса окажутся сильно вывернутыми в сторону, как два плуга. Колеса упираются в поверхность, машина все-таки сбрасывает скорость и перестает скользить. А дальше она едет ровно туда, куда указывают колеса, то есть в кювет или на соседнюю полосу. Создается ощущение, что какая-то неведомая сила выбрасывает машину с дороги.

В общем, паниковать в такой ситуации недопустимо. Даже при продолжительном скольжении автомобиль все равно цепляется ведущими колесами за покрытие дороги и рано или поздно начинает поворачивать. А от водителя требуется поддерживать ровно такую скорость, чтобы исключить снос при рулении.

Чтобы понять, какая скорость безопасна, можно время от времени кратковременно притормаживать и проверять, как ведут себя летние колеса в гололед. Если они блокируются от легкого нажатия и тут же вступает в действие АБС, то надо снизить темп до 40-50 км/ч. Обычно на летних шинах зимой лучше не разгоняться в снег и гололед свыше 50 км/ч. За этим пределом автомобиль с задубевшими летними покрышками очень плохо слушается руля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АВТОМОБИЛИ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: