Одним из важнейших показателей динамических качеств автомобиля является интенсивность разгона — ускорение.
При изменении скорости движения возникают силы инерции, которые автомобилю необходимо преодолеть для обеспечения заданного ускорения. Эти силы вызваны как поступательно движущимися массами автомобиля m, так и моментами инерции вращающихся деталей двигателя, трансмиссии и колес.
Для удобства проведения расчетов пользуются комплексным показателем — приведенными силами инерции:
где δвр — коэффициент учета вращающихся масс.
Величина ускорения j = dv/dt, которое может развить автомобиль при движении по горизонтальному участку дороги на заданной передаче и с заданной скоростью, находится в результате преобразования формулы для определения запаса мощности, которая расходуется на разгон:
,
или по динамической характеристике:
D = f +.
Отсюда: j = .
Для определения ускорения на подъеме или спуске пользуются формулой:
.
Способность автомобиля к быстрому разгону особенно важна в условиях городской езды. Увеличенные ускорения для автомобиля могут быть получены за счет увеличения передаточного числа u0главной передачи и соответствующего выбора характеристики изменения крутящего момента двигателя.
Максимальное ускорение при разгоне находится в пределах:
— для легковых автомобилей на первой передаче 2,0…3,5 м/с2;
— для легковых автомобилей на прямой передаче 0,8…2,0 м/с2;
— для грузовых автомобилей на второй передаче 1,8…2,8 м/с2;
— для грузовых автомобилей на прямой передаче 0,4…0,8 м/с2.
Время и путь разгона автомобиля
Величина ускорения в ряде случаев не является достаточно наглядным показателем способности автомобиля к разгону. Для этой цели удобно применять такие показатели, как время и путь разгонадо заданной скорости и графики, отображающие зависимость скорости от времени и пути разгона.
Так как j = , тоdt =, тоdt =.
Отсюда путем интегрирования полученного уравнения находим время разгона tв заданном интервале изменения скоростей отv1доv2:
.
Определение пути разгона Sв заданном интервале изменения скоростей осуществляют следующим образом. Так как скорость является первой производной пути по времени, то дифференциал путиdS=v·dt, или путь разгона в интервале изменения скоростей отv1доv2равен:
.
В условиях реальной эксплуатации автомобиля затраты времени на операции переключения передач и буксование сцепления увеличивают время разгона по сравнению с теоретическим (расчетным) его значением. Время, затрачиваемое на переключение передач, зависит от конструкции коробки передач. При применении автоматической коробки передач это время практически равно нулю.
Кроме того, разгон не все время происходит при полной подаче топлива, как это предполагается в изложенном методе. Это также увеличивает реальное время разгона.
При применении механической коробки передач важным моментом является правильный выбор наиболее выгодных скоростей переключения передач v1-2, v2-3и т.д. (см. раздел «Тяговый расчет автомобиля»).
Для оценки способности автомобиля к разгону в качестве показателя используют также время разгона после трогания с места на пути в 100 и 500 м.
Построение графиков ускорений
В практических расчетах принимают, что разгон происходит на горизонтальной дороге с твердым покрытием. Сцепление включено и не пробуксовывает. Орган управления режимом работы двигателя находится в положении полной подачи топлива. При этом обеспечено сцепление колес с дорогой без пробуксовывания. Предполагается также, что изменение параметров двигателя происходит по внешней скоростной характеристике.
Полагают, что разгон для легковых автомобилей начинается с минимально устойчивой скорости на низшей передаче порядка v0= 1,5…2,0м/сдо значенийvт= 27,8м/с(100км/ч). Для грузовых автомобилей принимают:vт= 16,7м/с(60км/ч).
Последовательно, начиная со скорости v0= 1,5…2,0м/сна первой передачи и последующих передачах, на динамической характеристике (рис.1) для выбранных по оси абсциссvрасчетных точек (не менее пяти) определяют запас динамического фактора при разгоне как разность ординат (D – f)на различных передачах. Коэффициент учета вращающихся масс (δвр) для каждой передачи подсчитывают по формуле:
δвр= 1,04 + 0,05·iкп2.
Ускорения автомобиля определяют по формуле:
j = .
По полученным данным строят графики ускорений j=f(v)(рис.2).
Рис.2. Характеристика ускорений автомобиля.
При правильном расчете и построении кривая ускорений на высшей передаче пересечет абсциссу в точке максимальной скорости. Достижение максимальной скорости происходит при полном использовании запаса динамического фактора: D – f = 0.
Построение графика времени разгона t = f(v)
Этот график строят, используя график ускорения автомобиля j=f(v)(рис.2). Шкалу скоростей графика разгона разбивают на равные участки, например, через каждый 1м/с, и из начала каждого участка проводят перпендикуляры до пересечения с кривыми ускорения (рис.3).
Площадь каждой из полученных элементарных трапеций в принятом масштабе равна времени разгона для данного участка скорости, если считать, что на каждом участке скорости разгон происходит с постоянным (средним) ускорением:
jср= (j1 + j2)/2,
где j1 , j2— ускорения соответственно в начале и в конце рассматриваемого участка скоростей,м/с2.
В данном расчете не учитывается время на переключение передач и другие факторы, приводящие к завышению времени разгона. Поэтому вместо среднего ускорения принимают ускорение jiв начале произвольно взятого участка (определяют по шкале).
С учетом сделанного допущения время разгонана каждом участке приращения скоростиΔvопределится как:
ti=Δv/ji,с.
Рис. 3. Построение графика времени разгона
По полученным данным строят график времени разгона t = f(v). Полное время разгона отv0до значенийvтопределяют как сумму времени разгона (с нарастающим итогом) по всем участкам:
t1=Δv/j1 ,t2=t1 +(Δv/j2),t3= t2 +(Δv/j3)и так далее доtтконечного времени разгона:
.
При построении графика времени разгона удобно пользоваться таблицей и принять Δv= 1м/с.
Участки скорости vi , м/с | ||||||||
№ участков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | и т.д. |
ji , м/с2 | ||||||||
ti , с | ||||||||
Врем разгона с нарастающим итогом |
Напомним, что построенный (теоретический) график разгона (рис.4) отличается от действительного тем, что не учтено реальное время на переключение передач. На рис.4 время (1,0 с) на переключение передач отображено условно для иллюстрации момента переключения.
При использовании механической (ступенчатой) трансмиссии на автомобиле действительный график времени разгона характеризуется потерей скорости в моменты переключения передач. Это также увеличивает время на разгон. У автомобиля с коробкой передач с синхронизаторами интенсивность разгона выше. Наибольшая интенсивность у автомобиля с автоматической бесступенчатой трансмиссией.
Время разгона отечественных легковых автомобилей малого класса с места до скорости 100 км/ч(28м/с) составляет порядка 13…20с. Для автомобилей среднего и большого класса оно не превышает 8…10с.
Рис. 4. Характеристика разгона автомобиля по времени.
Время разгона грузовых автомобилей до скорости 60 км/ч(17м/с) составляет 35…45си выше, что свидетельствует о недостаточной их динамичности.
Путь разгона для легковых автомобилей до скорости 100 км/чсоставляет 500…800м.
Сравнительные данные по времени разгона автомобилей отечественного и зарубежного производства приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4.
Время разгона легковых автомобилей до скорости 100км/ч (28 м/с)
Автомобиль | Время,с | Автомобиль | Время,с |
ВАЗ-2106 1,6 (74) | 17,5 | Alfa Romeo-156 2,0 (155) | 9,0 |
ВАЗ-2121 1,6 (74) | 25 | Audi A6 Tdi 2,5 (150) | 9,5 |
Москвич 2,0 (113) | 11,5 | BMW-320i 2,0 (150) | 9,9 |
ЗИЛ-117 | 13 | Cadillac Sevilie 4,6 (395) | 7,2 |
ГАЗель-3302 D 2,1 (95) | 24 | Mercedes S 220 CD (125) | 11,0 |
ЗАЗ-1102 1,1 (51) | 16,2 | Peugeot-406 3.0 (191) | 7,9 |
ВАЗ-2110 1,5 (94) | 12,0 | Porsche-911 3,4 (300) | 5,2 |
Ford Focus 2,0 (130) | 9,2 | VW Polo Sdi 1,7 (60) | 17,4 |
Fiat Marea 2,0 (147) | 8,8 | Honda Civic 1,6 (160) | 8,0 |
Примечание: Рядом с типом автомобиля указан рабочий объем (л) и мощность (в скобках) двигателя (л.с.).
Построение графика пути разгона автомобиля S = f(v)
Аналогичным образом проводится графическое интегрирование раннее построенной зависимости t = f(V) для получения зависимости пути разгона S от скорости автомобиля. В данном случае кривая графика времени разгона автомобиля (рис. 5) разбивается на интервалы по времени, для каждого из которых находятся соответствующие значения Vcр k.
Рис.5. Схема, поясняющая использование графика времени разгона автомобиля t = f(V) для построения графика пути разгона S = f(V).
Площадь элементарного прямоугольника, например, в интервале Δt5 есть путь, который проходит автомобиль от отметки t4 до отметки t5, двигаясь с постоянной скоростью Vcр 5.
Величина площади элементарного прямоугольника определяется следующим образом:
ΔSk = Vcр k (t k — t k-1) = Vcр k · Δt k .
где k = l…m — порядковый номер интервала, m выбирается произвольно, но считается удобным для расчета, когдаm = n.
Например (рис. 5), если Vср5 =12,5 м/с; t 4 =10 с; t5 =14 с, то ΔS5 = 12,5(14 — 10) = 5 м.
Путь разгона от скорости V0 до скорости V1 : S1 = ΔS1;
до скорости V2 : S2 = ΔS1 + ΔS2;
…
до скорости Vn : Sn = ΔS1 + ΔS2 + … + ΔSn = .
Результаты расчета заносятся в таблицу и представляются в виде графика (рис. 6).
+Путь разгона для легковых автомобилей до скорости 100 км/чсоставляет 300…600м. Для грузовых автомобилей путь разгона до скорости 50км/чравен 150…300м.
Рис.6. Графика пути разгона автомобиля.